В наши дни принято считать, что дневной сон очень полезен. Но есть ли обоснованные доказательства этому?
В 1980-1990-х годах НАСА И ФАВТ (Федеральное агентство воздушного транспорта) активно изучали вопрос о том, способствует ли дневной сон большей продуктивности и безопасности пилотов, летающих на дальние расстояния.
Полученные результаты носят несколько технический характер, однако почти все современные исследования, отмечающие повышение рабочих показателей за счет сна, основаны именно на этих данных.
На первом этапе исследования команда НАСА привлекла пилотов коммерческих авиалиний, летающих по стандартным маршрутам между Гавайями, Японией и Лос-Анджелесом.
Затем они разделили испытуемых на две группы: так называемых «отдыхающих» (ГО), членам которой было разрешено вздремнуть 40 минут во время рейса, и группа не отдыхающих (ГНО), где пилотам запрещалось спать на протяжении всего полета.
В течение шести дней испытуемые осуществляли по четыре рейса, а исследователи НАСА анализировали их состояние до, во время и после полета. Для проверки влияния сна на степень бдительности и уровень мозговой активности использовались аппараты ЭЭГ и ЭОГ.
Самые интересные результаты таковы:
Скорость реакции. Используя систему измерения скорости реакций «PVT Trial», ученые обнаружили, что короткий сон помогал пилотам сохранять исходные показатели реагирования в течение всего рейса.
Приведенные ниже результаты (срезовые данные до и после полета) свидетельствуют о том, что у пилотов, имевших возможность вздремнуть, показатели скорости реакции оставались неизменными, в то время как у их «недремлющих» коллег намечалась тенденция к замедлению с течением времени.
Но еще интереснее следующее: отдохнувшие пилоты утверждали, что чувствовали себя бодрыми и во время последующих рейсов, в то время как невыспавшиеся отмечали накопившуюся усталость.
Средние показатели участников полета за каждые 10 минут. Данные PVT Trial для ГО и ГНО на каждом участке рейса. Точки на графике представляют собой средние значения по каждой группе и демонстрируют степень ухудшения рабочих характеристик.
Вероятность погрешности. Применяя ту же систему измерения скорости реакции, исследователи заметили, что вероятность совершения «погрешности» снижалась после сна.
Под «погрешностью» понималось сильное отклонение от нормальной скорости реакции в сторону замедления — пилоты будто «замораживались» на какой-то момент.
Испытуемые, которым позволялось немного поспать, на 34% реже совершали погрешности на более поздних стадиях полета, чем их коллеги. Таким образом, можно заключить, что дневной сон помогал пилотам сохранить скорость реакции и бдительность на более поздних стадиях 7-9-часовых перелетов, когда обычно усталость начинает брать верх.
Количество произошедших промахов (задержка более чем на 500 миллисекунд) каждые 10 минут. Данные PVT Trial для ГО и ГНО на каждом из четырех участков полета. Степень ухудшения рабочих характеристик. Процентное соотношение указывает на различия между временными показателями групп. Звездочками отмечено расхождение в показателях испытаний во время полетов 2 и 3. Звездочки указывают на существенные отличия от группы через удваивание критерия Стьюдента в определенные временные точки.
С помощью ЭЭГ и ЭОГ — устройств для измерения мозговой активности — исследователи следили за уровнем сонливости в течение 90 минут на всех рейсах, в том числе в решающий момент перед посадкой самолета (точка начала снижения).
Уровень сонливости вычисляется по количеству «микрособытий» — кратких периодов, во время которых происходит изменение мозговой активности и мозг начинает погружаться в сон. На основе мозговых волн и движений глаз различают 3 разновидности микрособытий: Тета, SEM и Альфа.
Общее число микрособытий для ГО и ГНО, регистрируемых каждые 10 минут в стечение последних 90 минут полета (от 1 часа до точки начала снижения и до снижения и приземления).
Во всех случаях поспавшие пилоты допускали гораздо меньше микрособытий и были собраннее, нежели испытуемые, лишенные сна. Данные анализа показали, что у невыспавшихся пилотов микрособытия регистрировались примерно вдвое чаще, а сами они были на 100% более сонными, чем их выспавшиеся коллеги.
Исследователи НАСА пришли к выводу, что кратковременный сон на 34% повысил производительность труда и на 100% улучшил концентрацию. Эти данные часто можно встретить в журналах о красоте и здоровье, где подчеркивается польза дневного сна.
Однако, немногие пытаются разобраться в деталях того, откуда взялись эти показатели и что они значат.
Попав в руки потребителей, компаний и организаций, подобные расчеты могут приобрести огромную ценность для влияния на принятие решений. Традиционные правительственные исследования кажутся несколько устаревшими в нынешнем высокотехнологичном мире, но они довольно существенны для формулировки принципов нашего понимания сна, и в данном случае того, как дневной сон улучшает производительность труда.
Проще говоря, если вы долго искали повод немного вздремнуть в рабочее время, то вы нашли его.
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.co
by